Оно было счастливым, прежде всего,
благодаря удивительной большой семье матери. Дед
Середа и бабушка Фрося сумели, несмотря на
ужасные лишения, понять тягу своих детей к
знаниям и уровень их способностей, потому и
помогли всем троим – матери и двум её братьям –
получить блестящее образование. Все они
закончили Харьковский государственный
университет: старший мамин брат - физмат, а мама и
младший брат дядя Гриша – филфак. Их традицией
было собираться всем, вместе с семьями, летом у
родителей; поэтому между нами, их детьми, также
сохранилась на долгие десятилетия крепкая связь.
Я была студенческим ребенком, сидя у матери на
столе во время её подготовки к экзаменам шутя
выучилась читать в 4 года (или раньше? –не помню),
меня с детства окружали интересные беседы, в доме
часто пели украинские песни, дядя Гриша
прекрасно рисовал и достаточно серьёзно
занимался живописью, пел, писал стихи, выпускал
студенческие газеты. Для меня он был волшебником,
которому я стремилась подражать. Рисовать я
начала в 5 лет, ещё раньше начала сочинять
собственные истории. Окружающий мир манил меня, и
при первой же возможности я исчезала из дому.
Поднимался переполох. Находили меня в разных
местах, один раз – в реке, где я стояла почти по
макушку, разглядывая в воде плавающих рыб.
Во-вторых, места в Сибири и на Урале
были сказочной красоты, и прелести тайги, рек -
притоков Енисея и Урала - были к услугам пытливой
ребятни. Особенно любили мы зиму, с коньков и лыж
практически не сходили. Летом и весной - купание в
озерах и катание на лодке. Осенью - сбор грибов и
ягод. Всё время – лазанье по горам. Глухомань, в
которой находились населённые пункты,
объяснялась тем, что мы жили в засекреченной
зоне. Однако это сочеталось с высоким
(коммунистическим, как тогда говорили) уровнем
быта и культурной жизни. К нам приезжали
знаменитые артисты, а некоторые из них даже
работали в местном театре. Увлечение театром
было повальное, и городской драмкружок ставил
пьесы на весьма высоком уровне. Я подвизалась на
сцене успешно, так что мать сочла необходимым
проводить настоящую военную кампанию против
моих планов пойти по театральной стезе.
Училась я всегда легко и с
удовольствием, трудность была именно в том, что
мне не удавалось определить свой главный вектор
тяготения. То химичка начинала со мной
"тренинг" на поступление на химфак. То
англичанка манила поступать на иняз. То в
музыкальной школе педагог выстраивала передо
мной заманчивую перспективу поступления сразу
на третий курс музыкального училища. Победила
математика, поскольку особенная придирчивость
моей последней учительницы, Черепановой Галины
Ивановны, заставила меня критически отнестись к
качеству моего мышления и к собственному стилю
усвоения знаний. Поэтому в одиннадцатом классе я
решила поступать на мехмат Харьковского
университета.
В 1963 году самой престижной
специальностью на мехмате ХГУ была
вычислительная математика. Начиналась эра
компьютеров (ЭЦВМ, как тогда их называли).
Выдержав достаточно большой конкурс (6 человек на
место), я была принята на отделение
вычислительной математики. В 1968 году окончила
ХГУ и получила рекомендацию в аспирантуру вместе
с направлением на работу в Харьковское отделение
ВНИИ "ПРОМСТРОЙПРОЕКТ", на вычислительный
центр. В ноябре 1968 года я поступила в аспирантуру
Института кибернетики АН УССР в Киеве.
Время поговорить о том, чем я
занималась в студенческие годы, кроме учёбы. На
меня свалилось редактирование факультетской
стенгазеты. Ещё в школе я занималась этим же, это
было упомянуто в моём досье (характеристике при
поступлении в ХГУ), и отвертеться не удалось.Надо
сказать, что какие-то литературные и
рисовательные мои способности были обнаружены
учителями примерно во втором классе и с тех пор
эксплуатировались нещадно "в мероприятиях".
Это выработало во мне устойчивое отвращение к
процессу сочинительства. Как мучительно было
заниматься стаскиванием "за хвосты" членов
редколлегии на заседание, выполнять официозные
заказы на помещение "правильной информации"
в газету! Выручало только чувство юмора, поэтому
я попала на третьем курсе в КВН-команду мехмата, а
затем и университета. В этом окружении я работала
с удовольствием, писала сценарии конкурсов
наравне с остальными ребятами, среди которых был
и будущий писатель Вадим Левин. Одновременно с
этим я занималась спортивной гимнастикой и
умудрилась серьёзно повредить левое колено.
Кроме этого, заканчивала музыкальную
десятилетку при Харьковской консерватории. То
есть всеядности своей я никак не могла победить.
Но с четвёртого курса, конечно, пришлось заняться
только математикой, как того требовал пиетет к
нашим удивительным, незабываемым
преподавателям. Два-три стихотворения
сохранились со студенческих времён. Их я писала
для себя, никогда не пыталась обнародовать.
Итак, завершились золотые
студенческие годы. В аспирантуре Института
кибернетики я избрала специальность
“математическая логика и программирование”. В
Киеве мы очутились вдвоём с подругой, обе
буквоедки-мехматянки, обе
зубоскалки-харьковчанки, обе
театралки-меломанки. Нам было хорошо вдвоём, и мы
успешно занимались розыгрышами и весёлыми
поздравлениями, которые сотрудники института и
Киевского госуниверситета принимали весьма
благосклонно. Но в этот период никаких серьёзных
занятий творчеством, кроме написания
диссертации, у меня не было. А дальше пошло совсем
уж прозаично, хотя тоже интересно. В сентябре
1970-го я вышла замуж, в июле 1971-го родилась дочь, и
диссертацию я заканчивала уже с ней на руках. По
окончании аспирантуры я была оставлена в
Институте кибернетики на должности младшего
научного сотрудника. В 1973 году успешно
защитилась – степень была присвоена в короткий
срок, за 4 месяца.
В феврале 1974 года, после развода с
мужем, я переехала в Харьков, была избрана по
конкурсу на должность старшего научного
сотрудника Вычислительного центра Харьковского
государственного университета. В alma mater
работалось много и со вкусом. Была научным
руководителем разработок в группе АСУ
университета, руководителем работ по
хоздоговорным темам с объединениями “Коммунар”
и “Харьковский авиационный завод”. ( Разработка
АСУ авиапромышленности в 1988 году
демонстрировалась на ВДНХ, была награждена
серебряной медалью.) В 1979 году получила звание
старшего научного сотрудника. Преподавала
компьютерные науки и матлогику на мехмате и на
отделении структурной и прикладной лингвистики
филфака. И вот на фоне этой серьёзной
деятельности было одно светлое, неформальное
пятно. Как ни странно, это было связано с наукой. Я
имею в виду школы по программированию
Ростовского университета, ежегодно, а то и дважды
в год проводимые на Чёрном море, под
Новороссийском, или в горах. Там я обрела
удивительных друзей. Там я впервые в жизни
поняла, что работа по выпуску стенгазеты может
быть не обязанностью, а наслаждением. Там я
училась чудесному искусству творческого
общения. Там было всё: песни, костры, научные
склоки на семинарах в святом процессе поиска
истины. Там я встретила свою любовь… В 1978 году я
вышла замуж за Белоуса Леонида Фёдоровича, а в 1980
году у нас родился сын.
В 1985 году я была избрана по конкурсу на
должность доцента кафедры высшей математики
Харьковского института инженеров
железнодорожного транспорта, продолжая
участвовать в разработке АСУ
авиапромышленности. А в 1990 году перешла на работу
в Харьковский политехнический институт (ныне –
Национальный технический университет
"ХПИ"), где проработала в должности доцента
кафедры высшей математики до 31 августа 2000 года.
Уволилась по собственному желанию, в связи с
выходом на научную пенсию.
Теперь о главном: когда и как я начала
писать. По-видимому, началом настоящей
творческой моей жизни следует считать 1990 год.
Этот год был тяжёлым: серьёзно заболели и дочь, и
сын. Меня одолевали мысли о том, что я должна
исправить в себе, чтобы войти с детьми в
полноценный контакт, который может им помочь. Не
раз я кляла себя за чрезмерное увлечение работой,
за перекос в сочетании семейных обязанностей с
научными и прочими интересами. И тут внезапно ко
мне пришло предложение войти в группу духовного
развития. Помню, это называлось “курс начального
толчка”. Для кого как, а для меня он
действительно состоялся. И самое поразительное,
что предсказания руководителя о последующих
удивительных вещах: пробуждении потребности в
творчестве, слышании и видении некоторых тонких
уровней для меня сбылись полностью.
Начала я, как ни странно, с сочинения
песен.
(Очень часто стихи и песни приходят
полностью сформировавшимися, особенно во сне.
Остаётся встать и записать. А бывает и так:
сначала приходит весть в форме мелодической или
словесной фразы, а затем вокруг неё
коагулируется вся мелодия или стихотворение. Я
помню все стихи напамять, потому что не могу
записывать, если стихотворение ещё не завершено.)
Далее мне посчастливилось быть
участницей занятий суфийской и йоговской школ. Я
с благодарностью вспоминаю своих учителей и
товарищей. Теперь этап занятий в группах позади,
для меня в этом нет необходимости. Я осознаю, что
передо мной лежит мой личный путь, путь к свободе
и постижению гармонии. Наверное, о процессе моего
развития можно мыслить так: на смену
аналитическому способу познания мира пришел
синтетический способ. А тут без поэзии – никак.
И последнее: всё вдруг выстроилось
удивительным образом, подведя меня к моей
теперешней деятельности. И знакомство с мужем,
специалистом по компьютерным технологиям, и
предварительные занятия изобразительным
искусством, музыкой, литературные опыты, и
научная моя квалификация – логика, формальные
языки. Я пришла работать в ИНТЕРНЕТ. Сейчас у меня
на счету три сайта, из которых самый большой и
любимый – интернет-энциклопедия о Харькове. И
эта моя работа мне по душе.